Сепарация: подробные ответы на частые вопросы

Вопросы и ответы про сепарацию

Это третья и заключительная часть фундаментального и глубокого лонгрида про сепарацию. Напоминаем, что мы разделили статью на три части:

  1. Сепарация простыми словами - это «рождение».

  2. Сепарация, зависимости и инфантильность

  3. Сепарация: итоги и ответы на вопросы

В первой части мы рассказали о “потерянном рае”, рождении мышления, интернализацию, индивидуацию и горевание в процессе сепарации. (очень советуем начать читать статью по порядку, чтобы сложилось полное понимание о процессе сепарации).

Во второй части мы рассказывали про слияние, зависимость и контрзависимость, амбивалентность и чем взрослый отличается от зрелого человека.

В данной части мы ответим на все самые популярные вопросы про сепарацию, чтобы у вас не осталось никаких недопониманий этой темы. Начнем.

Как описать психологическую сепарацию простыми словами?

Психологическая сепарация - это психическое «рождение» индивида. Ребенок становится психически автономным, ощущает себя отдельным. Только внутренняя отдельность позволяет индивиду чувствовать себя свободным в присутствии другого, как это не парадоксально звучит. Физически отдельное и независимое положение не равно психически независимое положение. Часто необходимость одинокого и изолированного существования свидетельствует о психической несепарированности. Страх перед слиянием может заставлять физически держаться подальше от родителей, так как вблизи нет сил противостоять слиянию. психическая сепарация противоположна психическому слиянию: отсутствию независимого мышления, острой нужде в одобрении и непереносимости чувства вины за любые признаки автономности.

 

Что мешает психологическому отделению?

  1. Отсутствие надежной привязанности в детстве. Надежная привязанность противоположна тревоге по поводу своей зависимости. Зависимость от родителей - нормальное обычное явление. Только приняв свою зависимость от родителей, можно вобрать в себя те хорошие аспекты родителей, которые потом прорастут в собственную поддержку.

  2. Отсутствие родительской поддержки в вопросе отдельности. Родитель, настойчиво показывающий, что без него - никуда или родитель, равно как и настойчиво уклоняющийся от поддержки и воспевающий независимость ребенка раньше срока - оба типа родительских мешают сепарации и вызывают страх перед отдельностью.

 

Как распознать незавершенную сепарацию (признаки отсутствия сепарации)?

  1. По внешним конкретным признакам вроде невозможности отдельного проживания от родителей и тп.

  2. По внутренним психическим признакам, вне зависимости от физической удаленности от родителей: невозможность построить отношения с другими с хорошей привязанностью.

    Хорошая привязанность - отсутствие страха перед близостью, так как автономная личность не опасается при сближении с партнером - слиться с ним и потерять себя.

    Потерять себя - мыслить себя в рамках личности другого человека: не проявлять и не мыслить себя независимо, а только, отталкиваясь от одобрения партнера.

 

Что такое эмоциональное отделение?

  1. Отсутствие тревоги по поводу того, что любимый или ценный человек думает и чувствует иначе.

  2. Открытие того, что все люди - разные, и отсутствие вины и обвинения в адрес партнера по поводу своей и его инаковости.

 

Можно ли окончательно завершить сепарацию?

В какой-то мере. В той или иной мере мы можем чувствовать бессознательную тревогу перед дистанцией с другим, перед расставанием с другим или перед близостью с другим. Вопрос в размере непереносимости дистанции и в переносимости некоторого уровня тревоги по этому поводу. С каждой потерей мы снова и снова сталкиваемся с отголосками первопотери - потери симбиотический связи с материнским объектом. Но проживая потерю (а не избегая это проживание), мы все больше и больше становимся отсепарированными.

 

Как удостовериться, что вы прошли полную сепарацию?

Этот вопрос отпадет, если вы сами успешно прошли сепарацию. Вы просто обнаружите в себе способность не тревожиться чрезмерно по поводу разниц, дистанций и потенциальной конечности отношений.

 

Как отличить здоровую сепарацию от патологической?

  1. Наличие здоровых отношений подразумевает способность к близким отношениям без чрезмерной тревоги по поводу потери их и по поводу того, что вы «растворитесь» в другом или другой «поглотит» вас.

  2. Патологическая сепарация - это псевдо-сепарация. Если здоровую сепарацию можно сравнить с рождением, то патологическую - с выкидышем или абортированием. Человек отделяется физически и внешне, но внутри ощущает себя выброшенным нежизнеспособным младенцем, вечно ищущим заменитель матери. 

 

Какие способы сепарации существуют?

  1. Естественный процесс взросления, когда родительская помощь и поддержка содержат явное или бессознательное послание «я помогаю тебе сейчас, чтобы ты смог так же помогать себе потом», «я с тобой рядом сейчас для того, чтобы ты потом смог уйти от меня».

  2. Проживание опыта потерь в присутствии поддерживающего объекта - в присутствии другого человека, который успешно прошел сепарацию и сможет без сваливания в «спасательство», оказывать помощь и поддержку в прохождении этапов горевания.

  3. Психотерапия. Функцию, которую по каким-то причинам не исполнили родители или люди, их заменяющие, исполняет психотерапевт. Помогая пациенту узнать себя и присвоить то, что уже есть внутри самого человека, дополнив его внутренний мир интроектом здоровых отношений и надежной привязанности, взятых из отношений с хорошим психотерапевтом.

Общий знаменатель в работе психотерапевта и/или родителя - создать и укрепить внутри личности человека так называемый «хороший объект» (поддерживающие, созидательные, творческие аспекты собственной личности), который, как говорится «всегда с тобой», и который поможет справляться с внутриличностыми «плохими объектами» (пугающими, разрушительными аспектами собственной личности).

 

Как обнаружить психологическую зависимость от родителей и незаконченную сепарацию?

  • По категоричности своих суждений (мир делится на «черное» и «белое»)

  • По невозможности построить близкие отношения, в которых вы бы не чувствовали себя потерянным

  • По невозможности говорить «нет» без чрезмерных мучений

  • По поискам партнеров, осуществляющих родительскую функцию вместо партнерской

  • По неудовлетворительным сексуальным отношениям, где партнер становится таким «родным», что невозможно испытывать к нему влечение

  • По финансовым проблемам, мешающим быть независимым

  • По невозможности находиться в одиночестве

  • По поискам исключительно работы «на дядю»: под покровительством начальника-родителя

  • Непереносимость наличия правил, ограничений, дисциплины

  • Непереносимость отсутствия жестких ВНЕШНИХ правил, ограничений, дисциплины

  • По отсутствию своего «дела», хобби

  • По заблокированной способности к творчеству

  • По любым другим симптомам, которые приводят к невозможности чувствовать себя независимым. Зависимость (любого рода) - это всегда бессознательная зависимость от «материнского объекта» (символического представителя матери).

 

Как научиться принимать собственные решения?

Статей-мануалов в стиле «делай раз, делай два» - море. С точки зрения психоаналитической психотерапии - это все про псевдо-независимость. Тот же поиск наставника, только что называется «в профиль». Стадия имитации другого - одна из стадий сепарации, которая может привести к результату только, если осуществится переход к другой стадии - стадии индивидуации: когда внешнее станет внутренним. Чтобы это произошло, внутренними должны стать не навыки другого, а структура психики этого самого другого. То есть вы должны вобрать в себя не мануал «советчика», а сам способ построения отношений с собой, которыми обладает условный «советчик», если он, конечно, в свою очередь, не имитирует еще кого-то.

Психоаналитический взгляд на проблему предполагает исключительно глубинную работу, связанную с тем, что главным предметом интернализации (помещения внешнего внутрь) должны стать отношения с другим человеком, которые характеризуются и свободой, и наличием границ. Только такие отношения с другим человеком, которые должны быть интернализованы (помещены внутрь психики) могут привести к независимости и способности принимать собственные решения. Проще говоря, должны быть интернализованы отношения с человеком, который сам достиг зрелости и достаточно сепарирован.

В отношениях с таким человеком, придется пройти все стадии горевания по поводу невозможности владеть другим, а только пользоваться тем, что он дает на договорных условиях. Признать отдельность другого при умении признать его значимость и пользу - путь к собственной сепарации. И тогда не надо будет выучивать наизусть чужой мануал в стиле «что надо делать», так как внутри вас будет сформирована новая структура психики (говоря умными словами, укрепится ваше Эго), после чего все конкретные вопросы в духе «что и как делать, чтобы принимать собственные решения» потеряют свою актуальность. И фраза «надо просто быть собой» перестанет быть банальным пафосным лозунгом, а станет так сказать «несущей конструкцией», базовой вещью, освобождающей вас от поиска внешнего наставника и внешних наставлений.

Резюмируя вышесказанное, наш ответ таков:

«Чтобы научиться принимать собственные решения, надо идти в психотерапию, где необходимо проработать свои ранние отношения с родителями, но уже в других отношениях -  в отношениях с психотерапевтом - с человеком, с хорошо установленными границами».

 

Каковы стадии становления личности?

Как становятся взрослыми? Как стать полноценной личностью? Стать взрослым не так-то просто. Как говорится «зрелость приходит с годами, но бывает, что годы приходят одни». Стадии становления личности можно расписывать исходя из разных контекстов. В контексте сепарации можно использовать психоаналитический взгляд Маргарет С. Маллер.

Прежде всего Маллер говорит о двух не столько стадиях, сколько параллельных процессов, которые описаны выше. Она так и назвала этот процесс - «процесс сепарации-индивидуации».

Сепарация — это процесс, когда младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери.

Индивидуация - попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики.

Перед процессом «сепарации-индивидуации» Маллер выделяет две фазы:

  1. Нормальная аутистическая фаза (первые 4 недели жизни). Она так называется, так как характеризуются игнорированием всего, кроме себя. Стадия, которую еще можно назвать безобъектной. Так как для того6 чтобы наблюдать объекты - надо быть субъектом. А для этого требуется различать внутреннее и внешнее, что, как предполагала Маллер, у младенцев до 4 недель жизни отсутствует. Если у младенца болит животик, то он не может воспринять: исходит ли его страдание изнутри него или вызвано чем-то извне.

  2. Фаза симбиоза (следующие 4-5 месяцев). Ребенок начинает узнавать других людей, но воспринимает их не как отдельных существ, а как продолжение себя. Мать становится главным объектом любви и привязанности. Все, что он ощущает - он связывает с ней. Мать - весь его мир. Младенец начинает «догадываться», что его потребности удовлетворяются внешним миром. По глазам матери ребенок «узнает», что то, что он испытывает - есть удовольствие или неудовольствие.

    Так начинает формироваться первая структура в его психическом мире: удовольствие-неудовольствие. Своей ли «милотой» или своим криком, но если у ребенка получается оказывать влияние на мать и, тем самым, прерывать неудовольствие и получать удовлетворение, то он осваивает тот факт, что у него есть инструмент для того, чтобы «чинить» разорванную связь с матерью. Способность латать разрыв в эмпатический связи - важное открытие для психики младенца. Если мать не откликается на нужды ребенка так быстро, чтобы фрустрация не стала чрезмерной - позднее это скажется на том, что ребенок не сможет  самостоятельно справляться с тревогой и сильными аффектами.

Пройдя эти фазы начинается процесс сепарации-индивидуации (с 4-5 месяцев), который  включает в себя еще четыре фазы: дифференциация, практика, воссоединения и формирования постоянства объекта.

На протяжении всего времени сепарации-индивидуации развивающийся ребенок открывает и внутренне устанавливает границы между собой и другими. На этом пути он встречается с амбивалентными устремлениями: он хочет и близости, и автономии. Он боится и одиночества, и  поглощения, которым ему угрожает близость.

Такая же двойственность наблюдается и в том, как он видит людей, которые его окружают. И в первую очередь - мать: когда мать его удовлетворяет - он видит перед собой «абсолютно хорошую мать», когда мать не удовлетворяет  - «абсолютно плохую». Ребенок еще не знает о понятии «дистанция», которая может удлиняться и сокращаться. В его бессознательном представлении, мать или всегда рядом или уходит тоже навсегда. Поэтому мы слышим такие пронзительные крики, если мать удаляется - для него она покидает его навсегда и крик помогает облегчить отчаяние и панику.

Следующим наиважнейшим шагом в формировании психики ребенка становится появление способности сближать «хорошее» и «плохое» в представлении об одном и том же человеке. Мать, которая уходит - та же мать, что и возвращается. Уходя физически - она не перестает существовать в реальности и во внутреннем мире ребенка. Так формируется так называемая «константность восприятия объектов».

Следующие фазы развития личности ребёнка в рамках сепарации-индивидуации:

  1. Фаза дифференциации (5-8 месяцев).  Младенец начинает осознавать существование внешнего мира и иных объектов, кроме его матери. Появляется «тревога при встрече с незнакомцем» и «социальная улыбка», при встрече с матерью или кем-то, кто делает «хорошее». Благоприятное сопровождение ребенка на этой стадии будет вызывать в нем скорее любопытство к окружающему миру, чем тревогу. Неблагоприятное сопровождение - скорее тревогу, чем любопытство, так как мир будет восприниматься больше враждебным и опасным, чем доброжелательным. Люди еще делятся на «хороших» и «плохих».

    Такое категорическое разделение необходимо ребенку для того, чтобы справиться с тревогами: держать хорошее от плохого отдельно. Это помогает контролировать объекты и свою жизнь: от плохого держимся подальше, к хорошему можно поближе.  В этот период важной вещью становятся так называемые «переходные объекты» - игрушки, соски и т.п. Вещи, в отсутствие матери, напоминающие о хороших отношениях с ней и поддерживающие внутреннюю связь с ней.

  2. Фаза практики (8-16 месяцев). Ребенок практикует самостоятельное владение своим телом: ползать, ходить. По мере взросления ребенка, мать получает возможность на большие промежутки времени чем раньше - отходить от него. В промежутки разлуки, ребенок может хранить ее образ в своей психике. Если воссоединение происходит достаточно быстро - репрезентация его матери в его психике сохраняется и это поддерживает его чувство благополучия. Если мать отсутствует слишком долго - репрезентация разрушается и для ребенка мать «умирает». 

    В зависимости от возраста и психики ребенка, таким сроком сохранности образа матери и связи с ней могут быть дни, а могут - часы. Пока ребенок хранит эту связь внутри, он может «отпустить» мать снаружи в прямом и переносном смысле. отвлечься от пристального контроля над матерью и с любопытством изучать внешний мир.

  3. Фаза воссоединения (16-25 месяцев). Теперь потребность в эмоциональной связи с матерью резко возрастает. В этот момент особенно важно, чтобы мать подкрепляла стремление ребенка к автономности и исследованию мира. Именно крепкая связь с родителями дает возможность периодически отделяться от них, «отпускать» их. Если раньше их отсутствие ассоциировалось с угрозой и, как следствие вызывало страх и ярость или гнев, то теперь ребенок скорее грустит или печалится, когда их нет. То есть он больше не напуган, а расстроен. Но он знает, что скоро будет утешен и родители вернутся. Так повторяющееся отдаление и сближение формирует ощущение устойчивой связи с миром и родителями. Он устойчиво ощущает и свою отдельность и связь с родителями. Представления «хороший»/«плохой» теряют свою категоричность.

    На место этих оценочных категорий самих объектов приходит оценка своего собственного отношения: «любимый»/«не любимый». Ребенок постепенно интернализует отношения с родителями: вбирает их извне - внутрь. Непростой момент на этой фазе связан с постепенной потерей фантазии о «всемогущем контроле». Открывая свою отдельность - ребенок открывает и отдельность родителей, которыми он не может управлять и которые заботятся о нем в силу своих желаний и любви, а не в силу его «всемогущего» желания. Развенчивая эту иллюзию, ребенок переживает поистине драматические события. Это еще одна потеря отдельности. Для матери это не меньшее испытание, чем для ребенка. Та мать, которая сама не сепарирована - может из страха близости отталкивать ребенка или из страха одиночества искусственно привязывать его, чем тормозить процесс нормальный сепарации. Страхи матери интернализуются ребенком и становятся его страхами. Если мать не может чего-то перенести, то ребенок получает бессознательное послание о том, что независимость - непереносима.

    На этой стадии обычно и происходит большинство застреваний, в результате которых ребенок может так и не вырасти в психически независимое существо, что приводит к сложностям в построении близких отношений с другими людьми. Но это не означает, что процесс сепарации не будет запущен позднее и достигнет своей цели - эмоциональной отдельности. Вопрос только в том - когда это произойдет.

  4. Фаза установления константности объекта (25-36 месяцев). К концу второго года жизни при благоприятном раскладе, ребенок понимает, что отсутствие матери не означает пропажу матери навсегда. Ребенок учится переносить фрустрацию и двойственность. У ребенка происходит разделение фантазии и реальности. Он открывает, что его ярость на мать не приводит к уничтожению матери. Он через опыт узнает, что и его любовь выживает после ненависти, и родительская. Ребенок начинает ценить любовь родителей, когда они рядом, так как узнает цену их отсутствия. Он открывает сочувствие и сопереживание. Образ родителей становится более позитивным и поддерживающим. Таким же становится и образ самого себя (по принципу вбирания внутрь аспектов своих родителей).  Это внутреннее устойчивое благополучие помогает переносить фрустрации. Так ребенок становится более терпимым и зрелым.

Описанные фазы не ограничиваются указанным возрастом. Внутренние конфликты, которые решаются на стадии сепарации-индивидуации, повторяются и в подростковом возрасте. Двухлетний ребенок ищет одобрения родителей, копируя их идентичность, а подросток - одобрения сверстников, копируя их в противовес родителям. Но общий знаменатель один - искать свое хорошее отражение в глазах другого. Но соизмерение той обратной связи, что получает подросток от других с тем, чего хочет он сам, приводит к экспериментам с поведением. А поведение становится способом искать новую идентичность, а не только укреплять уже сформировавшуюся. Так человек становится собой.

Подобные вопросы взросления могут решаться и в более позднем возрасте. Но чем позднее - тем на дольше отсрочивается становление личности. 

Автор статьи : © Беликова Жанна. Статья принадлежит сервису по подбору психологов и психотерапевтов «Свободная ассоциация» - сообщество частнопрактикующих психологов и психотерапевтов. Копирование статьи частично или целиком разрешено только с указанием ссылки на первоисточник: https://moskva.help-consulting.ru/blogi/separaciya-podrobnie-otveti-na-chastie-voprosi