Сепарация простыми словами - это «рождение».

Это более фундаментальный и глубокий лонгрид на тему “Сепарация”, чем большинство тех, которые вы можете найти в интернете. Мы уверены, что этот материал перевернет некоторые ваши представления и заставит задуматься, как минимум, 3 раза. После него вам не нужно будет искать признаки и примеры успешно пройденной сепарации. Статья будет интересна всем, кто увлекается психологией и ищет ответы.

Материал очень объемный, поэтому мы разделили его на 3 части:

  1. Сепарация простыми словами - это «рождение».

  2. Сепарация, зависимости и инфантильность

  3. Сепарация: итоги и ответы на вопросы

Так как сепарация тесно связана с инфантильностью, то рекомендуем ознакомиться со статьей “Инфантильность простыми словами”.

А теперь вернемся к нашей статье о сепарации.

Сепарация простыми словами - это «рождение». Слово «рождение» указано в кавычках - потому, что речь идет про рождение психическое.

Но начнем с его биологического аналога. Что такое биологическое рождение? - Это отделение. Но аборт или выкидыш - тоже отделение, скажете вы. Да. Поэтому важно уточнить, что это отделение, с которого начинается возможность автономной жизни. Жизни, автономной от материнского тела. Давайте разберем сначала идею физического рождения в тех моментах, которыми мы потом воспользуемся, чтобы описать по аналогии рождение психическое.

Что происходит во внутриутробном состоянии до рождения? Плод абсолютно зависим от материнского тела. Как и материнское тело зависит от плода. Беременная женщина бессознательно получает информацию о требованиях тела ребенка, воспринимает это через свои желания, и удовлетворяя себя - удовлетворяет требования плода. Они неразделимы в прямом смысле этого слова. Плод получает все, что ему требуется для поддержания жизни и развития. Причём, плоду не требуется осознавать в чем он нуждается, чего ему не хватает. В полном размере или недостаточном - но он получает все раньше, чем ему может потребоваться эту нужду осознавать.

Мать для него - не объект, не человек еще конечно. Мать - атмосфера, питательная среда. Утроба матери - «Эдемский сад», где есть все, и не надо ни о чем беспокоиться. Не нужно использовать речь, не нужно задаваться вопросами и терпеть значительные фрустрации. Тело матери само бессознательно связано с телом плода и снабжает его всем необходимым. Плод не может самостоятельно использовать свои легкие или желудок, как может это делать рожденный человек. За него дышит и ест - мать. Мать контактирует с реальностью и с плодом, а плод - только с матерью. Внешний мир (его посторонние звуки и прочие стимулы) плод воспринимает как часть его вселенной (матери). Все внешнее «отфильтровано» через мать и доставлено плоду в максимально посильной и необходимой форме. Мать - проводник, связной с внешним миром, о котором плод еще не знает. Она связана с внешним миром напрямую, в то время как плод - связан с внешним миром опосредованно - через мать.

Только потеряв рай мы понимаем, что там были

Да, сознательно мы не помним своего внутриутробного существования. Однако бессознательное навсегда хранит в памяти это пребывание в «раю» безусловной любви и «райского» слияния. Не даром говорят «потерянный рай», т.к. «рай» - всегда потерянный. Находиться в раю и осознавать это - невозможно по определению, т.к.  пребывание в раю исключает наблюдение, анализ и прочую рефлексию. В этом его «райскость» и состоит - пребывание в среде, которая сама о нас заботится. Вспомним библейских Адама и Еву. Пока они не вкусили плод с «древа познания», они не осознавали что наги. Не могли наблюдать за собой со стороны. Они были частью рая. Они не испытывали стыд, т.к. ими не была еще открыта ни разница полов и поколений, ни смертность, ни фрустрация (переживание неудовлетворенной нужды). Пребывание в раю - символическое описание внутриутробного блаженства. Только потеряв рай, только ретроспективно, мы понимаем, что там были.

Это можно сравнить с тем, что мы не просыпаемся каждое утро в восторге от того, что нас есть уши, волосы, нос. Осознание того, какое это счастье, к нам приходит только если мы лишимся того, что ощущали как перманентную данность. Мы наблюдаем свои члены в зеркало, но это не то наблюдение-сравнение, при котором мы осознаем ценность, которой владеем.  Мы смотрим, но не наблюдаем, т.к.  для настоящего наблюдения нужно наблюдать рядом иной объект. Мы наблюдаем то, что у нас есть и присваиваем это себе тогда, когда можем сравнить с тем, кто отличается. Возрадоваться тому, что у нас есть мы можем только если допустим, что можем быть этого лишены. Сравнив это или с прошлым собой или с другим (тем, у кого нужного члена нет).

Кстати, с этой сложностью связано столь позднее психическое открытие женского пола (обоими полами), так как наблюдать глазами мы можем только отсутствие гениталий, которые есть у мальчиков. Наличие вагины обнаружить сложнее, чем обнаружить отсутствие пениса. Поэтому до определенного периода психосексуальной зрелости, девочки ощущают себя не столько девочками, сколько не_мальчиками или неполноценными мальчиками. Но об этом в другой статье.

Это мы к чему? - К тому, что парадоксальным образом, но любое присваивание себе чего либо, обнаружение ценности того, чем мы обладаем, невозможно без переживания потери: конкретной или воображаемой. Как ценность руки мы можем осознать только вообразив себе ее потерю, так и ценность любви мы можем осознать, пережив или помыслив ее конечность. БЕЗ ПОТЕРИ ЦЕННОГО СНАРУЖИ - НЕТ ОБРЕТЕНИЯ ЦЕННОСТИ ВНУТРИ. Запомним этот момент. 

За потерю мы считаем только потерю ценного. Если мы по факту потеряли что-то, что не ценили (не замечали что имеем) или обесценили (обозвали фигней) - мы не переживаем это как потерю: мы или вовсе не заметили потери, либо испытали облегчение, избавившись от дурного как от обременения. «Если у вас нету тети - вам ее не потерять. И если вы не живете - то вам и не умирать», как поется в известной песенке.

Сепарация и рождение мышления

Возвращаясь к сепарации, что происходит дальше. Похожим образом как бог изгоняет Адама и Еву из рая за то, что те стали «больно умные и самостоятельные», вкусив с «древа познания» - мать изгоняет плод из матки в момент, когда плод развился до готовности существовать автономно и физически независимо (стал «достаточно умным», чтобы функционировать отдельно от матери). С этого момента начинаются фрустрации. Если раньше плод не мыслил: «хочу есть», а получал питание по вене, что называется, то теперь ребенок чувствует голод, прежде чем поест или его накормят. Этот промежуток между голодом и утолением голода - и есть период фрустрации. Собственно из него и рождается первая рефлексия, мышление: «Я хочу есть». Ну «Я хочу есть» - это довольно зрелая версия, а в зачаточной версии мышления - бессознательный ужас «Мамочки! Щас помру!» или просто «Чувствую неудовольствие! Почему Вселенная такая жестокая!?», «Куда запропастилась эта сися!?» или типа того. Еще один важный тезис: МЫШЛЕНИЕ РОЖДАЕТСЯ ИЗ ФРУСТРАЦИИ (переносимой).

Это еще одна история о том, как внутреннее (способность мыслить) рождается только при потери внешнего (зазор между желанием и удовлетворением из-за того, что внешнее находится отдельно). Тут важный момент, что фрустрация должна быть именно переносимой. Иначе вместо мышления мы получим «невыразимый ужас», который приведет наоборот к коллапсу мышления. Это легко понять из рутинной логики: переносимая фрустрация делает нас сильнее, непереносимая - убивает или инвалидизирует. Если мы совершаем усилие, поднимая штангу 5 кг - мы качаем мышцы и становимся сильнее. Если мы без подготовки подняли 50 кг - до свидания, позвоночник. Возвращаясь к схеме перехода внешнего во внутреннее: фрустрируя себя в размере усилия в 5 кг - мы со временем переводим 5 кг железа в 5 кг мышц (ну, допустим), фрустрируя себя в размере усилия в 50 кг мы переводим не внешнее железо во внутреннюю силу, а внешний чрезмерный стимул во внутреннее ощущение беспомощности и сломленности. Вместо силы внутри у нас «поселяется» сломленность и боль.

Сепарация - это череда дискретных отделений

Человеческий детеныш - одно из самых уязвимых существ в живой природе. Он очень долго (по сравнению с большинством детенышей животных) нуждается в тесной связи с матерью или объектом, ее замещающим («материнский объект»). Поэтому сепарация - процесс длящийся. Но он же и дискретный (по разным пунктам, ребенок переживает сепарацию снова и снова). То есть окончательная сепарация происходит после череды дискретных отделений. Сначала младенец может самостоятельно дышать, потом - самостоятельно ходить, потом самостоятельно говорить и т.д. Много позднее - съехать-таки из родительского дома и самостоятельно зарабатывать себе на хлеб насущный. Все это череда сепараций (внешних), которые приводят к сепарации окончательной.

Возможна ли тотальная и окончательная сепарация?

Забегая вперед сразу скажем, что тотальной и окончательной сепарации никогда не происходит, но нам оно и не надо. Достаточно сепарированный человек - надежно стоящий на ногах индивид, способный жить свою жизнь. Нам сейчас важно понять сам принцип сепарации: то, что когда-то было внешней поддержкой, переходит внутрь (сначала мать поставляла кислород, а потом собственные легкие) и после этого происходит отпускание внешнего объекта (материнского) и переход к автономному (отдельному) существованию.

Интернализация, индивидуация и сепарация

А теперь - к психологии. Вбирание внешнего - внутрь в психологии называется интернализация. Осваивание и способность использовать эту теперь уже внутреннюю функцию по-своему - индивидуация. Отпускание внешнего объекта, который раньше эту функцию исполнял снаружи  - сепарация

Важный, логически понятный момент, когда речь заходит о внешних вещах, но упускаемый - когда о внутренних: для того, чтобы внутри оказалось то, что раньше было снаружи, надо чтобы эта связь с «наружей» прежде существовала. Невозможно стать автономным, если не был зависимым. Правда же, интеллектуально очень понятно? Но как только переходим к психической жизни индивида - это понимание часто покидает нас и мы часто слышим истории типа: «Я такой самостоятельный, потому, что за мной с детства никто и никогда не ухаживал!» - в качестве истории про независимость. Внешняя независимость - да, так как интернализованы умения как себя накормить и одеть (например, научили, рассказали, показали). Внутренняя же не очевидна, так как интернализовано (вобрано внутрь) послание о том, что «ты недостоин заботы, ласки и любви», например. То есть, только то, что было с наружи - получает шанс оказаться внутри.

Переходя от физики к психике, мы бы говорили уже не о том, как мать кормит сначала собой, потом едой, а потом - умением добывать еду. Мы бы говорили о том, как мать сначала отождествляется со своим ребенком, чтобы понять, прочувствовать на себе его нужды, чтобы удовлетворить его или успокоить его тревоги, пребывая в сильном слиянии с ним. Затем, позволяет себе отходить по своим делам, оставляя вместо себя переходный объект - соску или игрушку, делая первый шаг к сепарации, предлагая младенцу уже не конкретно себя, а объект символический, тот, что символизирует связь с мамой, ее любовь. Так начинается психический процесс вбивания внутрь любви и заботы, СИМВОЛИЗИРУЮЩИХ мать. Чувствуете? Мать была сначала конкретно рядом, а потом в виде сосочки или мишки - СИМВОЛИЧЕСКИ рядом. То есть у ребеночка заработала психика, а не только ротик или ручки. Он ПОМНИТ о матери и ее тепле, а не только конкретно осязает ее. Ну и дальше, дальше, дальше матери позволяется обретать все большую конкретную автономность за счет того, что знания, умения, а главное ее любовь, все больше и больше символически поселяются внутри ребенка и он меньше нуждается в ней снаружи.

Горевание в процессе сепарации

Но ведь вы наверное понимаете, что когда впервые вместо сиси ребенок получил соску, а вместо мамы - игрушку, ребенок… плакал. Конечно, все это в реальности очень тонко и индивидуально, но по сути этот период наступает - период горевания. По сути процесс горевания - это и есть процесс (психическая работа) по перемещению ценного извне - вовнутрь. Боль, с которой мы принимаем то, что наш любимый и нужный нам человек не доступен нам безусловно, что мы не владеем им, не так-то легко пережить. Без хорошей поддержки рядом (той же матерью или кем-то другим, ее замещающим) легче дается ненавистное обесценивание в духе «да ты мне и не нужна!», чем более тяжелая внутренняя работа по гореванию. Для этого даже есть поговорка: «Брось, а то потеряешь!» Злиться легче, чем горевать, т.к. в ярости мы ощущаем себя сильными, а в горе слабыми. Но в долгосрочной перспективе вчерашний «сильный» остается пустым и внутри и снаружи, а вчерашний «слабый» - обзаводится внутри тем, что оплакал, теряя только наружный объект. Простой пример. Кто «богаче» на любовь: сирота, никогда не знавший своей матери, или тот, кто потерял любящую мать? Кто скорее чувствует себя достойным любви: тот, у которого был этот опыт или тот, у кого его не было (не помнит)? - Очевидно, что тот, кто имел и потерял, чем тот, кто не имел вовсе (или обесценил).

Автор статьи : © Беликова Жанна. Статья принадлежит сервису по подбору психологов и психотерапевтов «Свободная ассоциация» - сообщество частнопрактикующих психологов и психотерапевтов. Копирование статьи частично или целиком разрешено только с указанием ссылки на первоисточник: https://moskva.help-consulting.ru/blogi/separacia-prostimi-slovami