Инфантильность - это, простыми словами, «детскость». В обычной жизни словом «инфантильные» характеризуют людей незрелых, но говорят об этом больше с поведенческой точки зрения.
Но за поведением инфантильных людей прежде всего скрывается инфантильный тип мышления: часто их суждения - конкретные, двумерные, без особенной рефлексии. Типа: «сделать/не сделать», «накажут/похвалят» и т.п. без углубления в то, какие потребности или смыслы стоят за этими поведенческими выборами. Это могут быть интеллектуальные люди с хорошо развитой логикой, и, тем не менее, при углублении в эту логику, можно обнаружить примитивные поверхностные соображения. Они больше руководствуются страхом перед возможным наказанием (как дети), чем на самом деле принимают ответственные решения. Обычно инфантилами руководит принцип удовольствия: делаю то, что доставляет удовольствие и избегаю того, что не доставляет удовольствие или влечет за собой неудовольствие.
Обычно пишут о том, что инфантилизм - это набор детских качеств, несоответствующий биологическому возрасту в свете социальных ожиданий от человека. Имея в виду опять же разрыв в поведении между тем, что от него ожидает общество согласно его возрасту, и то, что он совершает реально. Но если судить по поведению, которое может выглядеть довольно логичным и «взрослым», то это часто приводит к ложному представлению об их взрослости. Человек может совершать «взрослые» поступки, но даваться они ему будут как если бы он был маленьким ребенком.
Так при внешне взрослых выборах и решениях, внутри может разворачиваться сцена совершенно детская, где царит представление о том, что путь к удовольствию закрывают властные садистические взрослые, а не реальность, которая одна на всех: и для взрослых и для детей. Разница только в том, что взрослые с ней искренне считаются, а дети хотят защищаться и отрицать все, что приносит неудовольствие. То есть внутри у инфантила взрослого биологического возраста, все еще может обнаруживаться раскол на «ребенка» и «родителя». Внутреннему ребёнку как бы делегированы только «хочу», а внутреннему родителю - «надо, должен» и тд. В то время как настоящий взрослый (зрелый психически, а не возрастной биологически) - интегрировал все ограничения реальности и ощущает их не как ненавистный диктат «недоброжелательной вселенной», а как нейтральную реальность.
Сила притяжения действует на всех одинаково, а не только на тех, кого реальность желает контролировать, приструнить и задавить их свободу «летать». Этот факт, который многие понимают интеллектуально или интуитивно в любом возрасте, для инфантилов остается не принятым психически.
Инфантильные фантазии о взрослом
Инфантильные фантазии о взрослом часто являют из себя представления о всемогущем и властном объекте, который узурпировал власть и упивается ею. При таком расколе, мы можем получить под видом взрослого «ребенка, дорвавшегося до вседозволенности». Такой ребенок стремится стать взрослым, но взрослым в детском представлении: «делаю что хочу!»
Второй инфантильный вариант представления о «взрослом» - это представления о нем как о неком бедолаге, который обременен обязательствами и влачит этот неподъемный груз в силу того, что общество ожидает от него этого. При таком положении дел мы получаем «ребенка, который играет роль взрослого» через силу. Вторым вариантом и объясняется нежелание взрослеть. Инфантил не в курсе, что взрослый - прежде всего достаточно сильный - тот, для кого ответственность подъемна и дарует свободу выбора. Для такого инфантила, взрослый выбором не награжден, а обременен. Только тогда есть смысл взрослеть, когда ты видишь в этом опору и преимущества, а не непосильное обременение.
Мы можем и в 30 и в 60 лет перестилать постель с виду как взрослый ответственный человек, который знает, что постельное белье надо менять, а внутри страдать так, как будто нам пять и мы просто вынуждены подчиниться этому непосильному «надо». В то время как у нас «маленькие детские ручки» и нам так трудно это делать! В первом варианте (ребенок, освободившийся от гнета родителя) мы вообще откажемся перестилать белье, т.к. «ура! Больше меня никто не контролирует и я не обязан подчиняться!» То есть инфантильность - она внутри, а не снаружи. Снаружи, поведенчески, человек может выглядеть и считать себя взрослым.
Сознание инфантильных людей
В сознании инфантильных людей часто отсутствует так называемое «третье измерение» - символическое, делающее мышление объемным, а не плоским. Такие люди ставят вопросы и отвечают на них очень конкретно. Например, они решают сделать или не сделать что-либо, не задумываясь о смысле сделанного, о символическом значении сделанного. Например: «хочу мороженое и хочу быть стройной». И то и другое доставит удовольствие, но в определенных ситуациях одно противоречит другому. Инфантил, однако, не воспринимает это как конфликт между двумя «хочу» и двумя «удовольствиями», а как конфликт между «хочу» и «надо, можно». Инфантил осуществит то желание, удовольствие от которого он получит мгновенно и конкретно: «удовольствие», которое поступит непосредственно «в кровь», так сказать «по вене». Для более зрелого человека открыты удовольствия опосредованные. То есть которые не напрямую доставляют кайф в тело или душу, но которые могут привести к удовольствию посредством какого-то усилия. Зрелому человеку ПО СИЛАМ отложить сиюминутное удовольствие, если цена такого откладывание - удовольствие более высшего порядка - удовлетворение. Удовлетворение - более глубокое переживание для того, кто способен понимать смысл того, что он делает, а не только реагировать так сказать «рецепторами»: кайф/не кайф.
Зрелый индивид vs инфантил
Более зрелый индивид, кроме «съесть или не съесть» открыл для себя третье измерение, которым может быть например вопрос о смысле и потребности, которую он удовлетворяет. Зрелый, который открыл для себя «третье измерение» в виде смысла и значения, осознает разницу между желаниями и потребностями. «Потребности надо удовлетворять, желания - исследовать» - как говорят психологи. Я подчеркиваю слово «открыл», а не «прочитал в книжке» или «узнал», так как это не вопрос интеллекта, а вопрос психической посильности, зрелости. Ибо потребности существуют вне зависимости от того, знаем мы о них или нет, и они требуют здорового удовлетворения, а желание - часто лишь бессознательная примитивная фантазия о том, как эту потребность можно удовлетворить. Мы можем искренне хотеть мороженного, искренне считая, что утоляем голод физический, в то время как потребность наша может состоять в том, чтобы восполнить недостаток материнского тепла. Из-за этого расхождения мы можем много лет кормить себя, так сказать, «не в ту дырочку»: нам требуется заполнять дыру душевную, а мы заполняем дыру в своем желудке. Не рефлексируя на эту тему в силу своей незрелости, инфантильный человек не может открыть тот факт, что одну и ту же потребность можно удовлетворять с помощью осуществления разных желаний, и это закрывает инфантилу доступ к возможному выбору. Опять же подчеркиваю разницу между интеллектуальным пониманием и реальным открытием - инсайтом, который доставляет это знание не в мозг, а в психику. Разницу можно заметить по тому, делаем ли мы «правильные и умные» вещи через некоторое усилие (или вовсе без него) или через самонасилие, терпя страдание. Ибо тот, кто реально открыл - тот обнаружил, что ему «по силам», «по потребностям» руководствоваться смыслом своих деяний, а не только мгновенным удовольствием.
Принцип реальности
Для этого этапа в психической зрелости человека есть название, предложенное Фрейдом - «принцип реальности». Когда к принципу удовольствия добавляется принцип реальности - человек перестает быть инфантильным. Но принцип реальности именно должен быть открыт и принят, а не «втюхан» кем-то со стороны. «Вобрать в себя» некое знание - не то же самое, что «всунуть» это знание. Все «всунутое» без желания «вобрать» - всегда будет ощущаться как насилие. «Принятый в себя» принцип реальности в моменте этого принятия переживается как потеря. Придётся прожить горевание по потери той самой инфантильности, по потери иллюзии всемогущества (делаю что хочу и не встречаюсь с последствиями). Отгоревать тот факт, что не все что я хочу, может быть получено. Человек, который в курсе об ограничениях, которые на нас на всех накладывает реальность, но не отогревал этот факт и не желает отгоревывать - злится и сопротивляется. Он воспринимает ограничения в духе «вселенная строит мне козни»: вселенная, родители, взрослые, закон и тп. Он обижен на все, что мешает ему получать то, чего и как он хочет. Это еще одна черта инфантилизма - личная обида на любые ограничения.
Инфантилизм - проблемы власти, страха разоблачения и зависимости
В психоаналитическом подходе большое значение также имеет «инфантильная сексуальность» - детские представления о любовной паре. В качестве простого примера можно привести такое: зрелый человек воспринимает пару любовников как соединяющихся в любви партнеров, а инфантил скорее ассоциирует сексуальные отношения не как партнерские, а в духе «кто кого поимел». То есть для него отношения в паре - это отношения власти, а не сотрудничества. Можно представить как это сказывается на построении любых отношений: с собой, с другими и с внешней реальностью.
Инфантил, однако - слово не обвинительное, а скорее достойное сочувствия, в том смысле, что это очень тяжело. Быть ребёнком во взрослой жизни - тяжело. Ощущать себя слабым зависимым существом, которое или дорвалось до власти, или попало под контроль долженствований - очень обременительно. Ведь тогда надо или беспрестанно манипулировать людьми и заботиться о том, чтобы они его обслуживали, или - взваливать на себя непосильную ношу, насилуя самого себя. И то, и другое - тяжко, несмотря на иное внешнее впечатлепние. Постоянный страх разоблачения (саморазоблачения), когда неудача в манипуляциях или в исполнении обязательств может раскрыть истинную сущность инфантильного человека - то еще обременение. Ведь отрицай или не отрицай реальность - она все равно существует независимо от наших фантазий.
Важное дополнение в том, что инфантильными мы можем быть не полностью, а в какой-то части себя. В нас могут сочетаться и зрелые и детские части одной личности. Проработка инфантильных частей нашей личности - одна из главных задач психотерапии. Т.к. быть сильным и зрелым - это иметь адекватную связь с реальностью и использовать реалистичные возможности, отказавшись и оплакав те их них, на которые можно не тратить свои силы за несбыточностью. Использовать эти силы для достижения того, чего хочется из возможного.
Инфантилизм в современном мире: посылаем запросы во вселенную
Зачем мечтать о всемогущем контроле и вечно бояться его не получить, когда можно достигать желаемого за счет своих реальных сил? Сегодня это не очень популярно. В то время как многие стремятся отправлять свои «запросы во вселенную», которая должна предоставить им то или это - здесь ведется речь о выборе в рамках земных возможностей. Разнообразные психологические статьи пестрят идеями всемогущества и предложениями считаться только с тем, что доставляет удовосльствие. Так сказать, мощная психология для инфантилов. Да, по пафосу целей - у инфантилов они куда привлекательнее, чем цели зрелых людей. Но каждому из нас решать: делать ставки на раздутое но ПУСТОЕ, или опираться на ТВЕРДОЕ обычных размеров.
Инфантильные мечты о «вечном лете»
Проблема часто кроется в том, что мысля себя ребенком, мы просто не знаем о своих возможностях. Потому, вместо того, чтобы достигать целей вроде «теплой куртки», мы хотим осуществлять мечты о «вечном лете». Мечтать и фантазировать - полезно. Особенно для того, чтобы через мечты и фантазии раскрывать знания о себе, своих потребностях и потенциале. Нет нужды отказываться от удовольствий в качестве самоцели. Есть идея обратная - не отказываться от своих истинных возможностей в угоду требованиям «ребенка». Иначе можно оказаться кем-то вроде матери, которая не может поехать в реалистичный отпуск, потому, что ее ребенок мечтает о том, чтобы ему купили «живого робота» (случай из практики). И нет беды в мечтах «внутреннего ребенка», если тот… растет. А если ребенок не растет? Вот этот ребенок, который не растет - и есть наш внутренний инфантил.
Очень важно хранить в себе «внутреннего ребенка» как символ любопытства, креативности, желания жить и исследовать мир. И очень важно дать вырасти той части себя, которая тормозит наше глубинное удовлетворение жизнью, ведясь за сиюминутными удовольствиями.
Автор статьи : © Беликова Жанна. Статья принадлежит сервису по подбору психологов и психотерапевтов «Свободная ассоциация» - сообщество частнопрактикующих психологов и психотерапевтов. Копирование статьи частично или целиком разрешено только с указанием ссылки на первоисточник: https://moskva.help-consulting.ru/blogi/infantilnost-prostimi-slovami