Ощущение неподъёмности обычных рутинных обязанностей - сохранение верности внутреннему ребенку, который отказывается расти

Блог психолога

Часто, по возрасту взрослые люди, жалуются на то как тяжела и неподъёмна жизнь. Взрослые люди все так же как в детстве ненавидят чистить зубы и заправлять постель, приезжать вовремя на работу, регулярно заниматься спортом и т.д.. Максимум, что такие «взрослые» могут из себя выжать - это насиловать самого себя, делая что-то на морально-волевых, как говорится. Подчиняться так называемой «невидимой персоне», которая во внутреннем мире скрыто олицетворяет, например, «садистического отца». Словно условные «здоровые зубы», «хорошая физическая форма» и «заправленная постель» - это не собственные желания из любви к себе, а требование сторонних издевательских персон, которые желают только власти и контроля.

А любовь у таких «взрослых» ассоциируется со вседозволенностью и безграничьем, то есть обычные представления о любви и ненависти у детей! И взрослые в их глазах - это просто дети, которые по достижению совершеннолетия наконец могут послать к черту все, что олицетворяет ненависть, и оставить только то, что олицетворяет любовь.

В работе с психологом, роль такого «нехорошего» объекта, который мешает наслаждаться жизнью, выполняет контракт. Клиент хочет оставить тот аспект отношений с психологом, где психолог его «любит» (внимателен и добр) и разрушить тот, где психолог его «ненавидит», выдвигая ограничивающие правила терапии. И все бы ничего, если бы правда можно было одно выбрать, а другое - оставить. «Проблема» в том, что нормальный психолог по понятным причинам на такое не согласится.

Но такой конфликт возникает не только в отношениях с людьми. В быту - то же: сытым и чистым быть хочу, а готовить и убирать - нет. Ок. Но реальность диктует свое, и, чтобы поесть, придется поработать. Чтобы не зарасти грязью - придется помыть. Но почему же так сложно!!!?

Да потому, что он (такой человек) - маленький! Для маленького ребенка это все действительно объективно сложно! Но возникает вопрос: у маленького - маленькие ручки и ножки, маленькому трудно заправлять постель и долго бегать. А у большого - в чем проблема? - В огромном сопротивлении. Он не может «вспомнить», что он уже большой, так как для него это означало бы, что он стал как … папа! (Или мама: ее «дисциплинарный аспект»). Именно это детское наивное восприятие «предательства» по отношению к своей детской наивной интерпретации ДИСЦИПЛИНЫ и ОГРАНИЧЕНИЙ как издевательства, не дает ему возможность увидеть, что ему давно уже по силам и уборка с готовкой и отношения. Так ведётся «битва» за детство, необремененное издевательскими ограничениями.

Словно взрослость - это не сила, обладание которой делает лёгкими многие вещи, которые не по силам ребенку, а обременение родительскими инструкциями.

На самом деле взрослая жизнь - это просто жизнь в непосредственном контакте с реальностью. Можно воспринимать гравитацию как «заговор против независимости», а можно - как данность, под которой, как говорится «все мы ходим».

Если в терапии удалось проработать зависть клиента к независимости психолога, то происходит открытие, что правила адекватной работы не психолог придумал, а жизнь. И в этих жизненных правилах мы все равны: и дети, и взрослые, и клиенты и психологи. Контракт психолога тогда становится не только символом его власти, но и символом его ограничений (он сам зависит от своих же правил). И тогда зависть отступает. И тогда в обычной жизни за пределами психологического кабинета тоже можно стать взрослым: не «ненавистным взрослым», а «адекватным реальности взрослым».