Блог психолога
В представлении ребенка - взрослый - это дорвавшийся до вседозволенности, но все такой же ребенок. Или опять-таки такой же ребенок, но отягощений обязательствами и ответственностью. И только действительно взрослый человек знает, что ограничения - это если уж и диктат, то диктат реальности. Сродни гравитации. Мы не можем летать не потому, что кто-то пригвоздил нас к земле из садистических намерений, а просто жизнь такая).
Взрослый - это тот, кто пережил и смирился с утратой всемогущества, кто принял, что родители «сговорились» любить друг друга, а не ненавидеть ребенка: сговорились им повелевать и управлять. Чем бережней к нуждам ребенка были реальные родители, тем проще таким детям будет принять эту данность.
В чем сила взрослого - в его опоре на реальность. Взрослый опирается на так называемое «твёрдое», а ребенок - на «пустое», когда опирается только на фантазии о реальности, но не на саму реальность. С таким непримиримым отношением к ограничением - не понятно зачем вообще стремится стать взрослым! Что там хорошего, кроме свободы разрывать все связи и не быть никому и ничем обязанным?
«Коли больше - ничего, так возьму хотя бы это: свободу посылать все к черту» - рассуждает ребенок, ряженный возрастом во взрослого. Но дальше возникает вопрос: «ок, пусть я теперь взрослый и могу всех посылать к черту, но как создать семью или просто близкие тёплые отношения к кем-либо?» Ответ в том, чтобы видеть в реальности не врага-ограничителя, а помощника. Помощник, который не допустит хаоса и поглощения. Теперь слово «НЕТ» не только стена, которая ограничивает от других, но и защищает его самого от посягательств этих других.