Что называется – дайте человеку, любящему геометрию, выразить мысли об Эдиповом комплексе

Блог психолога

Поверхностное суждение - двумерное, плоское. Глубинное суждение - трехмерно, у него уже есть объём.

Плоские объекты на плоском листе бумаги могут «видеть» только перед собой. Трёхмерные объекты могут перемещаться не только вперёд и назад, вправо и влево, но и относительно плоскости вверх и вниз. Поэтому в трёхмерном мире появляются такие понятия, как «взгляд сверху, снизу», «взгляд со стороны».

Субъекты в двумерном мире могут в один момент времени «видеть» только один объект - тот, куда повёрнута их голова, они могут как-то относиться к этому объекту.

Субъекты в трёхмерном мире - могут в один момент времени «наблюдать» два и больше объектов и наблюдать отношения между ними.

Разница большая: отношение-К и отношение-МЕЖДУ. Видели таких детей, которым очень сложно выстраивать связи между предметами и понятиями, они «плохо учатся». И другие, которые улавливают связи и свободно их наблюдают и анализируют, по сути - связывают хорошо. О таких говорят, что они способны хорошо учиться. Эта способность развивается. Но от чего она зависит?

В психоаналитическом ракурсе двумерный мир - мир ребенка и матери, трёхмерный - мир, где есть он (ребенок), мать и отец. Причем, он - результат отношений первичных двух объектов: отца и матери.

Не мать родила его (а где-то там мешается «папа-донор спермы»), и не отец его родил (а где-то там мелькает «мама-инкубатор по вынашиванию»). А они оба создали его. Ему не страшно видеть их первичную связь и свою вторичность. Своя вторичность видится им как свобода стоять в стороне и наблюдать за чем угодно, пока родители заняты друг другом. Такой ребенок не боится связать своих родителей в пару. Он же не боится связать что-либо с чем-либо. Он же не боится связать речи учителя со своими мыслями и «родить» свое собственное понимание или вывод. Он не боится связывать, так как видит связь плодотворной. Ведь он сам появился на свет в результате именно этой же плодотворной связи. Его мир символически трёхмерен и потому богат.

В двумерном мире ребенок смотрит только на символическую «мать» (это может быть любой ухаживающий объект, даже по факту - отец, выполняющий условно материнскую, кормящую функцию). Иногда мать куда-то исчезает и двумерность грозит схлопнуться в ничто, и чтобы «свято место не было пусто», лакуна из под хорошей ушедшей матери заполняется образом ужасной матери, которая хочет ребенка убить, заморив голодом и ненавистью. Ужас!) В трёхмерном мире тот ребенок мог бы увидеть сверху, что мама не пропала, она ушла, скажем к папе или на работу. Но в двухмерном - нет понятия «верх» или «низ». Там только «спереди» и «сзади». И когда спереди нет доброй мамы, то это ощущается так, будто сзади в спину мерзкая мать хочет воткнуть нож.

Как видно, двумерный мир полон страстей, трёхмерный - довольно нейтрален. Вопрос: отчего ж туда весело не перебраться? Не начать хорошо соображать и избавиться от изрядной доли фобий?

Ответ прост и горек: надо пройти через горе. Через горе об открытии своей вторичности. Что ты не та самая точка, которую спереди и сзади окружает мать, которая или любит или ненавидит, но тем не менее, она вечно нацелена только на тебя! Все в двумерном мире существует относительно тебя самого. Да, тебя то хотят убить и преследуют, то по-хорошему присматривают и благословляют, но все время держат в фокусе.

В трёхмерном мире ты можешь обнаружить, что двое (или 100500) других человек могут быть заняты друг другом или каким-то делом и совершенно независимо от тебя и твоего желания. Это такая боль, что не каждый в силах ее пережить. Проще метаться от ужаса преследования к кайфу райского слияния в мире, который ориентирован на одного тебя, чем освободиться от обеих фантазий (про мир, который хочет тебе добра или зла) и увидеть реальный мир довольно нейтральным. Там что-то свершается без твоего участия, а может и с твоим, если ты захочешь и сможешь что-то сделать для этого.

Но первое, что предстоит сделать - разочароваться и смириться с тем, что ты - не тот, ради кого собрались твои родители и не тот, кто создал себе мать или отца фактом своего рождения.

Предстоит открыть и расплакаться от обиды на тему, что ты - лишь следствие отношений двух людей, мужчины и женщины, которые, когда-то соединились друг с другом в акте любви, и совершенно не ради тебя это сделали.

А при чем тут Эдипов комплекс? А это просто про то, что по классической модели психическое пространство, в котором живет ребенок, не открывший еще отцовский объект и который живет в двумерном пространстве, называется «доэдиповым».

А пространство, в котором наличие отца уже открыто - становится трёхмерным, и называется «эдиповым».

Потому, что как только «отец» открыт, то право на обладание вниманием матери как бы начинает им оспариваться, и ребенок вступает в невидимую глазом бессознательную конфронтацию с «отцом» за внимание матерью.

«Отец» указан в скобках потому, что он - символический. Дети, которые не знают своего реального отца тоже могут открыть т.н. «символического отца», если у них адекватная мать, которая с определённого момента в состоянии думать о ком-то/чем-то еще, кроме ребенка. То есть некий «третий» в голове матери - это и есть кто-то, с кем она соединяется реально или в мыслях, и, тем самым, психически «покидает» своего ребенка.

Вот это-то горе «покинутости» и соглашается перенести тот, кому это по силам, и перейти в трёхмерное пространство и получить доступ к глубине и связям (начать соображать и делать выводы). Как говорится, было б это легко - все б так делали. Но это совсем не легко, хоть звучит и просто.

Но утешение такой ребенок находит там же, где теряет - в трехмерности! Например, эта трехмерность раскрывает ему наличие не только внешнего, но и внутреннего мира. И тогда он способен утешиться не только тем, что мать уходит (хотя и возвращается), но еще и тем, что уходит она физически, а психически - связь с ней сохраняется. Он знает, что занимает некоторую часть ее души и это утешает его, когда он понимает, что не может обладать всей ей целиком. Он находит, благодаря возможностям «третьего измерения» себе еще и другие объекты, с которыми он может соединяться и не быть в одиночестве. Взрослеет то есть. Открывая для себя в поисках утешения и внутренний мир (фантазирует, мыслит, кроме как трогает и ест) и мир других объектов (другие люди, другие занятия, кроме мамы). Так он становится богатым на возможности, которые ему дарит мир за пределами «мамы».

© Все статьи принадлежат Свободной Ассоциации. Любое цитирование и использование разрешено только со ссылкой на первоисточник.