Мой читатель – человек сомневающийся в своем месте в окружающей жизни, сильно озабоченный "правильностью" происходящего. Можно пройти мимо этой недлинной заметки, но кто-то решится дочитать до конца. Что он найдет в итоге? Сразу упрежу завышенные ожидания. У меня нет готовых ответов ни на тему удовлетворенности жизнью, ни пошаговой инструкции по преодолению сильнейшего внутреннего кризиса. Есть только два хороших коротких вопроса и некоторое количество метафор.
Человек рождается со своей личной шахматной доской, девственно чистой, но уже встроенной в несколько шахматных полей побольше. Семья, учеба, окружение и само время увеличивают масштаб и множат неисчислимые вариации комбинаций и расстановок на этом условном поле. Вопрос в том, кто и как играет на этих досках? Линейная тактика шашек или сложные этюды шахматной логики не равнозначны по своей результативности для каждого из нас. Удовлетворены ли мы этой игрой, своим местом, положением знаковых фигур, понимаем ли правила на каждой из досок, масштаб их влияния?
Эта метафора не так уж отвлечена от темы того, что происходит с нами в период перед терапией и в процессе ее, когда наша неудовлетворённость происходящим в собственной жизни побуждает нас принять помощь в осмыслении и разрешении ситуации собственной жизни.
Есть ещё один яркий образ.
Однажды пациент в свободном ассоциировании заметил: "Неправильные пчёлы дают неправильный мёд!" На вопрос "В чем большая проблема: в "неправильности" пчел или в качестве меда в итоге?" был найден интуитивный ответ: "Когда пчелы не понимают что происходит и что нужно им делать, хорошего результата не будет".
Я бы желал нам всем сохранять уверенность в том, что удовлетворённость качеством собственной жизни достигается именно ответом на эти простые вопросы: "Что происходит?" и "Что мне нужно делать?", и именно терапия в сложные моменты нашей жизни может оказаться эффективным подспорьем.
2019 © Станислав Попов. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.