Первая встреча с психологом

Первый раз у психолога. Что будет происходить?

Итак, у нас с вами будет 50 минут. Это стандартная длительность одного сеанса индивидуальной психологической консультации. Если вы пришли на семейную консультацию, длительность сессии составит 90 минут.

Из формальных критериев постоянным всегда остается лишь то, что мы с вами сидим друг напротив друга и говорим. Каких-то конкретных ожиданий насчет того, как должна протекать наша первая встреча не существует. В то же время мы можем предложить вам несколько вопросов, с которых, на наш взгляд, поможет начать: «Что вас привело?», «Что заставило обратиться за помощью к психологу?», «С чем вы пришли?».

Иногда вам бывает проще сначала озвучить то, зачем пришли, а затем описать проблемную ситуацию. Иногда вам проще сначала рассказать что-то о себе и ситуации, которая привела, а только после этого сформулировать цели своего обращения к психологу. Так или иначе, какого-то жесткого сценария для вас, как для клиента, не существует. Но для нас, как для профессиональных психологов, все же существуют определенные рамки, внутри которых мы будем с вами взаимодействовать. Этими рамками определяется то, что психолог делает и чего не делает во время сессии.

Что делает психолог?

Он слушает, задает вопросы, делится своими откликами, заботится о соблюдении границ терапии (следит за временем, заботится о том, чтобы были созданы максимально безопасные и терапевтические отношения), сообщает честную информацию о границах своих возможностей в том, чем он мог бы быть вам полезен, уровне своей квалификации. Первая встреча – это встреча, на которой вы, несомненно, имеете право задавать любые волнующие вас вопросы, касающиеся и самого процесса терапии, и личности психолога как профессионала.

Чего психолог не делает?

Он не оценивает, не принуждает, не навязывает, не читает лекций на «психологические темы», не ставит «диагнозов», не «лечит», не вступает с вами в иные, кроме терапевтических, отношения.

Итак, в ходе нашей беседы, вы, совместно с терапевтом, проясняете ваш запрос, сверяете ваши ожидания с возможностями психолога. Если они совпадают, то оговариваете формальные условия встреч, такие как: время, регулярность, предположительное количество сеансов, стоимость и порядок оплаты, условия отмены встреч и завершения работы.

Не стоит тревожиться по поводу понятий о «правильном» или «неправильном» в кабинете психолога. Важно, чтобы вы знали, что имеете право прояснять все, что вас тревожит, в том числе и "правила поведения" как клиента, так и психолога. Мы всё будем проговаривать по мере возникновения любых вопросов.

Также можете прочитать статью про формальную сторону психологических консультаций и психотерапии (контракт).

2017 © Психологическая служба "Свободная Ассоциация". Копирование статей как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Правила приема

Как и у других процессов в нашей жизни, у процесса психологической консультации или психотерапевтического сеанса, помимо содержательной части, существует часть формальная, т.е. связанная с формой. Речь идет о временных и стоимостных рамках. Ниже приведенные параметры, которыми описаны формальные границы наших встреч.

Время

Речь идет о назначении часа и дня недели. Желательно, определить постоянное время для встреч. Это особенно актуально, если предполагается длительная терапия. Это связано с психологической настройкой, с поддержанием постоянных устойчивых границ. Что касается опозданий и отмен, смотрите ниже условия отмены встреч.

Регулярность

Обычная регулярность встреч – 1–3 раза в неделю. Здесь могут быть варианты, которые зависят от ваших потребностей, ваших возможностей и рекомендаций вашего терапевта.

Количество встреч

Для начала стоит прояснить, что существует различие между психологической консультацией и психотерапией. Психологическая консультация в основном имеет своей целью информирование клиента. Например, информирование о том, что с ним происходит с психологической точки зрения, какие бы могли быть причины, способы помощи и т.д. Психотерапия же направлена на непосредственное создание психологических изменений. Изменений в вашем состоянии, поведении, эмоциональных реакциях и т.п.

Да, конечно, эти процессы очень взаимосвязаны. Так, проговаривание проблемной ситуации и проясняющая информация от психолога поддерживают ваше состояние, снижают остроту переживаний и потому производят некий терапевтический эффект. Так же и в процессе терапии: вам становится понятнее, что с вами происходит, и вы обогащаетесь информацией о себе. Но, все-таки, это процессы разные из-за разности задач, которые перед собой ставите терапевт и вы. Консультирование может быть краткосрочным и составить от 1 до 10 встреч, по вашей потребности. Терапия же предполагает более длительные отношения (от нескольких месяцев до нескольких лет).

Если вы пришли с каким-то острым эмоциональным переживанием, то облегчение вы можете почувствовать довольно быстро, после одной–двух встреч. Но если ваши проблемы заслуживают более глубокой проработки, то длительность терапии возрастает. Если подходить к вопросу о длительности ответственно, то сказать заранее о том, сколько времени точно понадобится для решения вашей проблемы, очень сложно. Но для того, чтобы этот процесс был психологически безопасным, а также более прогнозируемым и управляемым, мы регулярно проводим некую «психологическую инвентаризацию». Это своеобразное подведение итогов и обобщение достигнутого на определенном отрезке нашего терапевтического пути. Мы сверяемся: как вы себя чувствуете в процессе, чего достигли, чего не случилось, туда ли движемся, хотите ли двигаться куда-то дальше и т.д. Будем обсуждать и, по необходимости, пересматривать цели терапии и т.д.

Конечно, вы имеете право в любой момент прекратить терапию. Но, если вы принимаете такое решение, то важно терапии быть именно завершенной, а не брошенной. Обычно условия завершения оговариваются в самом начале терапии.

Профессиональные психологи знают цену подобному завершению, даже если специалисту оно видится преждевременным. Но, как и весь процесс терапии, стадия решения так же предполагает разделение ответственности за происходящее на двоих с клиентом. Для того, чтобы мы помогли, вы должны в нем, как минимум, присутствовать. Для этого разные терапевты предлагают разные сроки, обычно от 1 до 10 встреч после решения завершить терапию.

Стоимость и порядок оплаты

Порядок оплаты очень индивидуален. Никаких требований по предоплате наших услуг не существует, здесь вы ориентируетесь на себя. Кому-то удобно оплачивать курсами, кому-то каждую сессию. До или после сессии – также на ваше усмотрение и по договоренности с вашим терапевтом.

Условия отмены встреч

Опоздания, отмена, переносы, сдвиги по времени – все это также является предметом вашей договоренности с терапевтом. Все мы понимаем, что в жизни всякое случается и кабинет психолога – не единственное место в вашей жизни, где вы должны оказаться в течение дня. В то же время, это же житейское знание говорит нам о ценности времени: и вашего и специалиста.

Несмотря на то, что каждый раз ответственность за временные сдвиги (по инициативе клиента) оговаривается отдельно, стандартная практика такова:

Если клиент по каким-то причинам приходит на встречу позже назначенного времени, время окончания сессии не меняется. Таким образом, продолжительность сессии сокращается на время опоздания. Терапевт заканчивает встречу вовремя. Стоимость сеанса не корректируется.

Если клиент отменяет назначенную встречу по каким-то причинам, то, как правило, клиент оплачивает пропущенную встречу, если заранее нет договоренности о правилах переноса встреч.

В каждом случае терапевт и клиент обсуждают собственные договоренности, в рамках которых они будут работать. Важно понимать, что оплате подлежит время терапевта, которое он держит за клиентом. Использовать это время или нет – исключительное право самого клиента.

Конфиденциальность

Это, наверное, единственное условие, которое не предполагает каких-либо вариантов. Правило конфиденциальности – важнейшая часть этического кодекса практикующего психолога – обязывает нас не распространять информацию о своих клиентах. Это очень важное условие, формирующее доверие и создающее психологическую безопасность в работе. Оно неуклонно соблюдается нами.

2013 © Психологическая служба "Свободная Ассоциация". Копирование статей как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Зависимость

Зависимость

Зависимость – как часто вы встречаетесь в жизни с этим явлением? Да, наверное, сплошь и рядом. Вон, сосед снова пытался клянчить денег в долг на очередную порцию алкоголя, коллега не может бросить курить, наркоманы…

Экзистенциально-гуманистический подход

Сторонники гуманистического направления психотерапии рассматривают человека как целостную систему, состоящую из разума, тела и духа. Методы, используемые в гуманистической психотерапии, основаны на представлении о том, что у каждого человека есть способность к самоисцелению. Среди наиболее известных представителей этого метода психотерапии – Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Экзистенциальная психотерапия тесно связана с гуманистической, хотя их принципы были разработаны разными специалистами. Тем не менее, сегодня чаще всего используется термин экзистенциально-гуманистическая психотерапия, подчеркивающий общие корни этих методов.

Основной задачей экзистенциальной психотерапии является помощь пациенту в поиске конструктивных решений, которые позволят ему справляться с трудностями повседневной жизни. Специалист, использующий этот метод психотерапии, сосредоточивается на индивидуальном опыте человека, изучает его личную систему ценностей и представлений и выявляет их связь с конкретными социальными и психологическими проблемами пациента. Терапевт придает одинаковое значение прошлому и настоящему человека, а также тому, чего он ожидает от будущего.

В экзистенциально-гуманистической психотерапии одновременно используются методы гуманистической и экзистенциальной терапии. В отличие от, например, психоаналитиков, терапевты, которые применяют такие методы, не считают, что у всех проблем человека есть общие корни (конфликты, коренящиеся в бессознательном). В то же время, выделяются основные понятия, вокруг которых возникает большая часть психологических проблем: смерть, свобода, ответственность, изоляция и чувство бессмысленности.

© 2019, Станислава Чижова. Копирование статьи как целиком, так и частично допускается только при условии указания авторства и ссылки на данную страницу.

Жить ли прошлым?

Жить ли прошлым?

Стоит ли пытаться жить прошлым, его хорошей частью, или воспоминания лишь мешают начать новую страницу жизни? Можно "как-нибудь" протянуть не один год, а несколько десятилетий, но боль потери времени, возможностей им даруемых, быть может, станет больнее расставания с прошлым.

Правильный мёд

Правильный мёд

Мой читатель – человек сомневающийся в своем месте в окружающей жизни, сильно озабоченный "правильностью" происходящего. Можно пройти мимо этой недлинной заметки, но кто-то решится дочитать до конца. Что он найдет в итоге?

Психоанализ

Психоанализ

В каждой работе, будь то умственная или физическая, есть свои методы или, скажем, способы, как с ней справляться. Чтобы работа состоялась, а главное – пришла к намеченному или ожидаемому результату, нужна база, на которую опираешься и, конечно, же используешь.

Что мы защищаем, отрицая?

Что мы защищаем, отрицая?

Наша психика, как любое устройство или механизм, тоже имеет своё внутреннее строение и функционирование. И если иметь об этом знание или представление, то тогда мы не так беспомощны перед её проявлениями.

За что вы уважаете себя?

За что вы уважаете себя?

В нашей жизни всегда есть важные понятия, которые с одной стороны являются фундаментом нашей личности, а с другой сильно отличают нас друг от друга. Я предлагаю поразмышлять о самоуважении, самооценке, уверенности в себе или чувстве собственного достоинства.

Немного о психосоматике

Немного о психосоматике

Нередко в своей работе я наблюдаю, что помимо тех историй, с которыми приходят, возникают области, где «Я» проявляется в разных ролях и с разными действующими лицами, при чём неявный смысл которых разгадать довольно сложно.

Психоаналитический подход

Психоаналитический подход

Психоанализ, как и психоаналитическая терапия, основываются на важности того, что происходило с человеком в детстве, какие отношения и его собственные переживания привели к тому, что он испытывает сейчас, с какими трудностями и повторяющимися проблемами сталкивается.

Этический кодекс психолога

Преамбула

  1. Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.

  2. Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.

  3. В настоящем Этическом кодексе термин «Психолог» относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование.

  4. В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью.

  5. Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.

  6. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.

  7. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.

I. Этические принципы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

  1. Принцип уважения
    Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
    Принцип уважения включает:

    1. Уважение достоинства, прав и свобод личности

      1. Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.

      2. Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.

      3. Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.

      4. Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.

    2. Конфиденциальность

      1. Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.

      2. Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.

      3. Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.

      4. Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.

      5. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.

      6. Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.

      7. Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.

    3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента

      1. Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.

      2. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.

      3. Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.

      4. Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.

      5. В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.

    4. Самоопределение Клиента

      1. Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.

      2. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.

      3. Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).

  2. Принцип компетентности
    Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.
    Принцип компетентности включает:

    1. Знание профессиональной этики

      1. Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.

      2. Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.

      3. Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.

      4. В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.

    2. Ограничения профессиональной компетентности

      1. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.

      2. Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.

      3. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.

      4. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.

    3. Ограничения применяемых средств

      1. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.

      2. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.

      3. Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.

    4. Профессиональное развитие

      1. Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).

    5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях

      1. Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.

      2. Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.

  3. Принцип ответственности
    Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
    Принцип ответственности включает:

    1. Основная ответственность

      1. Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.

      2. Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.

      3. Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.

    2. Ненанесение вреда

      1. Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.

    3. Решение этических дилемм

      1. Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.

      2. В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.

  4. Принцип честности
    Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.
    Принцип честности включает:

    1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей

      1. Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей.

    2. Честность

      1. Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.
        Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.
        При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что:
        – в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;
        – он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон;
        – профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог;
        – для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.
        При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст данного Этического кодекса.

      2. Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.

      3. Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.

      4. Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью.

    3. Прямота и открытость

      1. Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.

      2. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

      3. В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.

    4. Избегание конфликта интересов

      1. Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.

      2. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.

      3. Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.

      4. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.

    5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом

      1. Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.

      2. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.

      3. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.

      4. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.

II. Нарушение Этического кодекса психолога

  1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.

  2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.

  3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран.

  4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.

Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.